Биткойн научит либертарианцев всему, что они не знают об экономике
Цена на биткойн меняется слишком быстро, чтобы его можно было считать валютой, а транзакции проводятся слишком медленно, чтобы считать его платежной системой, но биткойн идеально подходит для того, чтобы научить либертарианцев всему, чего они не знают об экономике.
Они не очень-то обращают на это внимание.
Согласно самым ярым сторонникам биткойна, он станет нашим светлым будущим, где мы сможем делать деньги, просто имея их, перемещать их куда угодно по всему миру бесплатно, мы не будем зависеть от банков или правительства. Если посмотреть на биткойн с реалистической точки зрения, то он скорее похож на цифровую ностальгию прошлого, когда деньги находили, а не печатали, экономика была простым предметом, в котором рынки никогда не ошибались, а людям не нужно было доверять кому-то, кого они совершенно не знают. Это работает, во всяком случае так думают либертарианцы. Но на самом деле это не так.
Во-первых, они не понимают, что деньги — это не только средство хранения. Это также средство обмена, то есть то, что мы используем для покупки вещей. Если существует больше одного вида денег, то придется избегать не только падения ценности, но и ее избыточного увеличения. Другими словами, зачем такую валюту тратить? Никто не станет этого делать. Лучше хранить её как можно дольше на случай, если она поднимется в цене с $900 до $19 000 в следующем году, как это было с биткойном. Если такая валюта заменит доллар, то экономика резко остановится, потому что люди будут покупать только товары первой необходимости и просто ждать, когда они станут биткойн-миллионерами.
Для того чтобы предотвратить такой ход развития, понадобится увеличение количества биткойнов, так как увеличится спрос на них. Такой процесс называется «напечатать деньги», и, зачастую, это может иметь плохие или хорошие последствия в зависимости от того, правильно ли всё сделано. Если выпустить слишком много валюты, то мы получим устойчивую инфляцию вроде той, что была в США в 1970-е гг. Если выпустить ещё большее количество валюты, то получим гиперинфляцию, которая убьет валюту, как это было в Германии в 1920-х гг. Если выпустить слишком мало, то экономика может застрять в порочном круге, как это было во всём мире в 1930-х гг. Биткойн основывается на допущении, что люди, или, если быть точнее, правительства, никогда не смогут этого сделать, а также на том, что все, что уменьшает ценность валюты, по определению плохо. Поэтому создатель этой валюты решил выпустить всего 21 миллион биткойнов, зная, что такое строгое ограничение означает, что цены будут взлетать и падать, как и сам биткойн. Благодаря этому биткойн стал лучшей мелкой акцией и худшей валютой в мире.
Следующая вещь, которую они не понимают, заключается в том, что доверие делает экономику более эффективной, а не наоборот. Как многие считают, биткойн — это попытка переписать правила денег и нашей финансовой системы, чтобы сохранить сбережения независимо от того, что происходит в Вашингтоне или на Уолл-Стрит, или от возникновения цифровой версии этих мест. Сделать так, чтобы людям не пришлось кому-то доверять. С идеологической точки зрения биткойн превосходит любые технические нужды. Вот, что я имею в виду. Истинная гениальность биткойна, а в нем очень много гениального, заключается в том, что процесс «майнинга» новых монет создает публичную запись каждой транзакции, которая когда-либо была совершена. В результате вы можете отправлять деньги онлайн, не спрашивая у банка, кто и что должен отправлять. Это уже стало реальностью. Прощайте комиссии за транзакции, привет, биткойн!
За исключением одной небольшой вещи. Количество транзакций, которое может обрабатывать сеть Биткойн, очень ограничено тем фактом, что в систему заложено лишь небольшое количество памяти. Биткойн может обрабатывать максимум семь транзакций в секунду, а Visa — 56 000. Это значит, что, даже несмотря на то, что очередь транзакций не так уж и длинна, потому что им пользуются не так много людей, для ее проведения всё же требуется время. За исключением случаев, когда вы готовы заплатить $28, чтобы оказаться в начале очереди. Но какой тогда смысл в использовании биткойнов?
Конечно, существует простое решение. Оно заключается в… увеличении памяти Биткойна. Но люди, которые принимают такие решения, отказались от этого варианта. Почему? Потому что оно требует создания крупицы доверия, от которого они хотят полностью избавиться. Смысл существования биткойна заключается в перепрограммировании экономики, чтобы правительства не смогли обесценить деньги, а банки не смогли проиграть их в своих играх. Первый шаг к этому — создание параллельной финансовой системы, которая позволит самостоятельно управлять своими деньгами вне традиционной системы. Второе — следить, чтобы эта система не стала такой же централизованной, как и традиционная. Настоящим врагом здесь выступает «величина». Это единственный компонент, который приводит к отказу всей системы, — Федеральный резерв, Lehman Brothers или, возможно, крупная компания по майнингу биткойна, — все это может уничтожить систему. Приходится надеяться, что они не сделают этого (и устанавливать для них правила, на всякий случай).
Если вы не хотите, чтобы это произошло, то другого способа увеличить пропускную способность Биткойна нет. Вот почему: чем больше данных в блоке, тем больше нужно вычислительной мощности для решения математических задач, что в случае успеха приносит новые монеты. В этом случае для майнеров среднего масштаба будет всё сложнее соревноваться. Таким образом, рынок займут лишь несколько крупных игроков, а платёжная система биткойна, которую и представляют майнеры, станет такой же централизованной, как и компании по выпуску кредитных карт. Как и все другие способы, специализация улучшит работу Биткойна, но только ценой доверия тем, кто будет на нем специализироваться. А это, как уже было сказано, совсем не то, что нужно. Сторонники биткойна скорее оставят его нетронутым и годным лишь для разговоров о том, как он может быть полезен.
Но даже в мире, где биткойн по-настоящему бы работал, его использование может быть не оправдано. По крайней мере не с социальной точки зрения. Вопрос заключается не только в том, сколько стоит использование биткойнов, но как это отразится на всех остальных, что может создать достаточно серьёзный эффект. Компьютеры, которые могут быстро решать криптографически сложные уравнения биткойна, требуют дорогостоящего обслуживания. Это настоящие пожиратели энергии. Они уже потребляют более 0,1 процента всего электричества (или примерно столько, сколько электричества потребляет Дания). Это просто невероятно, учитывая, как мало людей сегодня используют биткойн. Важно понимать, что чем больше стоит биткойн, тем больше мотивации для майнинга, а чем больше появляется майнеров, тем большая требуется вычислительная мощность для получения новых монет. Таким образом, количество используемой энергии будет расти рука об руку с ценой.
Другими словами, биткойн — это одна большая машина с отрицательным внешним эффектом. Этим термином экономисты называют цену, которую должен заплатить кто-то другой за то, что вы сделали. Традиционным примером может стать загрязнение окружающей среды, которое создает фабрика, в то время как общество остается со счётом на очистку. С биткойном может произойти подобная ситуация. Конечно, некоторые майнеры биткойна используют возобновляемые гидроэлекрические или геотермальные источники энергии, но многие из-них до сих пор используют уголь. В конце концов, это обусловленный экономикой выбор. По крайней мере, для них. Даже в лучшем сценарии биткойн может не уменьшить комиссии за транзакции, а распределить их по всему обществу. Это произойдет, если майнеры, которые получают доход в виде новых биткойнов, заменят банкиров, которые получают доход в виде комиссии, играя роль посредников.
Похоже, это и есть прогресс.
Биткойн — это революционная технология, основанная на реакционной экономике. Первая часть этого определения на секунду ослепила людей. Как может что-то настолько продвинутое быть таким бесполезным? Но это правда. Строго ограниченное количество биткойнов возвращает нас ко времени, когда деньги были блестящими камнями, которые добывали из земли, а не бумажкой с изображением умершего президента (или министра финансов). Попытки отделить майнеров от сил экономической рациональности схожи с защитой старых феодалов из знати.
Будущее за биткойном, только если вы считаете, что 1789 год — это не прошлое.
Подписывайтесь на CoinHunt в телеграмм