Краудфандинг и краудсейл: как продать свою идею в 2017 году
Начало 21 века можно смело назвать расцветом краудфандинга и ренессансом инди-проектов. В прошлом веке мы стали свидетелями относительной монополизации инновационных секторов экономики. В то время как торговые сети поглощали малые бизнесы, крупные корпорации подминали под себя сферу новых технологий, оставляя очень мало места на рынке стартапам, не имеющим стабильного внешнего финансирования.
Выход был найден с развитием интернета. Чем больше разрасталась глобальная сеть, тем проще стало большому количеству людей собираться в сообщества и даже сообща организовывать свою финансовую деятельность. Так появился интернет-краудфандинг, ставший реальной альтернативой венчурным фондам, к которым до этого вынуждены были идти на поклон молодые бизнесы.
Заря краудфандинга
Интересно, что первые примеры онлайн-краудфандинга были зарегистрированы в музыкальной сфере. В конце 90-х популярной практикой для принципиальных инди-групп было выпускать новые альбомы на пожертвования фанатов, а в 1997 году британская группа Marillion таким образом собрала целых $60 тыс. для своего турне по американским городам.
В начале двухтысячных эта модель постепенно становилась мейнстримовой. Малые бизнесы окопались в интернете и превратились в “стартапы”. Появились специальные площадки для проведения краудфандинговых кампаний, самой популярной из которых до сих пор является Kickstarter.
Но несмотря на возрастающую с годами популярность краудфандинга, количество решений, позволяющих решать проблему сбора средств на развитие различных проектов, оставалось недостаточным. Вернее, новые площадки для краудфандинга открывались постоянно, но они просто клонировали существующую модель, не привнося практически ничего нового. Пока блокчейн не явил миру новую парадигму краудфандинга — краудсейл или ICO.
Новая парадигма
Изначально ICO возникло как подвид краудфандинга, практикуемый криптовалютными проектами, которые не хотели связываться с венчурным капиталом. Понятное желание для криптоанархистов, учитывая что привлечение венчурных денег для стартапа означает потерю независимости.
Принципиальное отличие краудсейла от краудфандинга заключается в природе актива, который приобретает инвестор. В ходе краудфандинга участник вкладывает в проект фиатные деньги, оформляя, по сути, предзаказ на конечный продукт, который намерен выпустить проект. Краудсейл же предполагает покупку собственно цифровых токенов, с помощью которых он сможет пользоваться сервисами проекта после его запуска. Кроме того, в большинстве случаев такими токенами можно торговать на бирже, а иногда они наделяют инвесторов некоторыми правами акционера.
Интересно, что в ходе эволюции краудфандинга сбор денег перестал являться единственной и важнейшей функцией ICO. Часто выпущенные для краудсейла токены используются в качестве внутренней валюты проекта для совершения различных действий на созданной платформе. Таким образом в рамках экосистемы данной платформы эти токены выполняют сразу несколько технологических и экономических функций. Само существование подобных блокчейн-платформ зависит от ликвидности и движения на рынке их токенов. В таких условиях распределение своих токенов среди заинтересованных в развитии проекта пользователей стало жизненно необходимым.
В 2017 году начался настоящий бум ICO: к настоящему моменту совокупная сумма средств, собранных таким способом, уже превысила миллиард долларов. Тем не менее по-прежнему сохраняется дефицит решений, которые позволили бы инвесторам и стартапам легко находить друг друга. Технологические сложности, связанные с ICO, зачастую оказываются далеко за пределами понимания как участников кампании, так и проектов, которые ее проводят.
Как это делается
На первых порах для каждого проекта разрабатывался собственный блокчейн, что позволяло идеально подогнать технологические решения под нужды платформы. Между тем создание собственной блокчейн-инфраструктуры — это очень трудо- и ресурсоемкое предприятие. В итоге многие проекты стали делать выбор в пользу того или иного блокчейна, разработанного ранее, поскольку код любого блокчейна находится в открытом доступе.
Первые эксперименты заключались в простом клонировании существующего блокчейна (обычно использовался биткоин). Но и этот процесс оказался сложноват для многих стартапов, которые не могли позволить себе услуги разработчиков в этой инновационной сфере. Кроме того, собственный блокчейн и после краудсейла потреблял много ресурсов — поддержка нод, обеспечение хешрейта и т.д. А учитывая, что к практике ICO начали прибегать и проекты, чей продукт не вращался вокруг блокчейна, на рынке нарастал спрос на простые комплексные решения для стартапов и корпоративных клиентов из реального сектора.
Первыми на спрос откликнулись существующие крупные блокчейн-проекты, разработав простую инфраструктуру для создания на базе своих блокчейнов пользовательских токенов. Самой популярной платформой для токенизации на сегодняшний день является Ethereum, едва ли не половина всех новых проектов используют именно его. В спину ему дышат Waves, NXT, Omni и ряд других конкурирующих решений, каждое из которых стремится занять свою нишу.
Помимо простоты и доступности, эти платформы предлагают и такие важные преимущества, как упрощенную процедуру приема платежей и уже сформированные сообщества инвесторов. Некоторые даже имеют встроенные обменники, где проекты могут размещать свои токены прежде, чем им удастся выйти на настоящие криптобиржи.
С корабля на бал
Как оказалось, криптоактивы могут иметь независимую от продукта ценность и потенциально могут торговаться на биржах задолго до того, как закончится разработка использующей их платформы. Прибыль от спекуляции токенами на свободном рынке является довольно важным мотивом для многих инвесторов, принимающих участие в ICO. Поэтому листинг своих токенов на биржах стал одной из главных задач для большинства современных блокчейн-стартапов.
Проследив эту тенденцию, многие биржи сегодня предлагают свои услуги в качестве хостинга для ICO. Сотрудничая с криптобиржей, проект может быть уверен, что его токены гарантированно окажутся как минимум на одной бирже. А если она славится хорошей репутацией, это подкрепляет и репутацию разработчиков.
Естественно, разные биржи занимаются разными проектами. К примеру, на Yobit присутствуют практически все существующие альткоины, среди которых достаточно много лишенных всякой ликвидности токенов (скамкоинов), в то время как, скажем, Livecoin более избирательны в выборе монет, которые торгуются на их платформе. Примерно так же обстоят дела и с услугами, которые предлагают биржи: они варьируются от банального листинга токенов до сопровождения ICO под ключ.
Подводя итог, необходимо отметить, что специальные платформы для проведения краудсейлов, онлайн-биржи или созданные с нуля блокчейны одинаково хорошо могут подойти для проведения краудсейла. Во многом выбор зависит от целей, которые ставит перед собой проект: те, кому нужно только финансирование дальнейших разработок, могут обойтись обычной эмиссией ERC20 токенов, в то время как тем, для кого важна торгуемость токена, стоит подумать о хостинге ICO на бирже с хорошей репутацией.