Павел Кравченко: 99% ICO не предоставят реально работающего продукта
Основатель блокчейн-компании Distributed Lab Павел Кравченко известен своими резонансными заявлениями о процессах, происходящих в криптоиндустрии. 13 июня Павел опубликовал на своей странице в Facebook пост, в котором попытался простым языком описать происходящее с криптовалютами и рынком ICO. Этот материал заинтересовал редакцию Forklog, которая обратилась к Павлу, чтобы получить ответы на дополнительные вопросы.
ForkLog: Ваш недавний пост в Facebook вызвал большой ажиотаж среди сообщества. Начнем с самого интересного, на наш взгляд, заявления о том, что “текущее положение дел в ICO — это пузырь”. Что может привести к быстрейшему проколу этого пузыря? И когда он произойдет?
Павел Кравченко: Прокол пузыря может вызвать взлом крупной биржи, баг в работе смарт-контрактов, нестабильность работы сети из-за нагрузки, слухи о расследовании ситуации с ICO со стороны государств, исчезновение основателей стартапов, которые собрали много денег и т. п.
Учитывая скорость роста монеты Ethereum и огромный накал эмоций относительно развития ситуаций, достаточно, на мой взгляд, незначительного события, чтобы пузырь лопнул. Это может произойти в любую секунду. Я неоднократно слышал мнение, что пузырь начнет сдуваться к концу лета или осени, и тем, кто хочет делать ICO, надо делать его прямо сейчас. Определенно такие ожидания станут самосбывающимися пророчествами, лишь ускоряющими развитие событий.
FL: Вкладываться во все ICO сейчас — нехорошая затея или есть надежные проекты? Как их определить? Как отличить их от скама?
П. К.: Смотря с какой целью. Если мы говорим про спекуляции, то никто не знает, когда рынок закончит рост. Если рассматривать ситуацию с точки зрения технологий, ситуация неоднозначна. Пока определенно наблюдается развитие “технологии для технологии”, нечто похожее на деривативы, то есть изобретаются вещи, которые будут работать только при условии, что будут работать технологии более низкого уровня. Очень приземленный пример — стартап делает допущение, что:
- Есть блокчейн, который будет хранить информацию об активах реального бизнеса (например, токенизированные акции), и это будет легально.
- Есть работающая логика смарт-контрактов, которая признается в разрешении конфликтов между сторонами.
- Есть prediction market, который базируется на исполнении смарт-контрактов.
Представим, что кто-нибудь запускает ICO на проект, который предполагает, что весь этот стек технологий работает безукоризненно и востребован бизнесом. Если хотя бы одно из оснований не срабатывает (например, бизнес массово не выпускает свои активы в виде токенов на публичном блокчейн), то вся эта конструкция рушится, делая все наработки стартапа бессмысленными.
Я вот как раз не вижу сейчас “заземления” проектов на реальную экономику, нежелание стартапов разбираться со скучными проблемами legacy инфраструктуры. На деле мы имеем кучу стартапов, нацеленных на спекуляции с виртуальными активами. С другой стороны, эта сфера позволяет тестировать идеи, ранее не доступные в самых смелых фантазиях.
FL: По вашим словам, Ethereum также начнет сдуваться, когда “стартапы массово начнут продавать собранные в ETH средства”. Когда это может произойти, по вашим подсчетам?
П. К.: Как только рост Ethereum прекратится, а в ICO начнут участвовать стартапы, единственной целью которых станет, что называется, срубить бабла, пока рынок горячий. Они и начнут продавать в первую очередь. С другой стороны, разработчики-то хотят получать зарплату в твердой валюте, и выводить деньги все равно придется. Я знаю не одну команду, которая провела успешное ICO и только после этого начала искать разработчиков под реализацию своей идеи.
FL: Какой процент команд, проведших ICO, на ваш взгляд, не предоставит реально действующего продукта? И как это скажется на индустрии?
П. К.: 99% — все как в обычных стартапах. Почему эта индустрия должна быть исключением? Есть ощущение, что уровень ответственности за привлеченные средства даже ниже среднего — стартапы, который провели успешное ICO уже невольно воспринимают это как exit. Как скажется? Как и в период бума доткомов — мы заинтересуем огромное число разработчиков новыми технологиями и обучим их за счет инвесторов. После того, как пузырь лопнет, разочарование пройдет, и эти люди построят уже следующее поколение стартапов, более приземленных с точки зрения бизнес-моделей.
FL: И если историю с ICO ждет спад, то как это скажется на биткоине?
П. К.: Сложно сказать. С одной стороны, биткоин — это резервная валюта для всей индустрии, такая себе тихая гавань. С другой стороны, большинство людей пока не различают криптовалюты и принимают решения про покупку/продажу импульсивно. В последнее время процент “обычных” людей, инвестирующих в криптовалюты, как раз резко вырос в основном за счет ажиотажа с ICO.
Также смотрите выступление Павла Кравченко о решениях на базе технологии блокчейн для индустрии финтеха: