Репутация на блокчейне: стартап Revain токенизирует обзоры ICO, крипто-бирж и ресторанов
Одна из наиболее привлекательных и концептуальных особенностей блокчейна, как известно, заключается в невозможности изменить уже записанную в распределенную базу данных информацию.
По этому поводу в сообществе периодически возникают спорные ситуации, одну из них пришлось пережить Ethereum, когда было принято решение о хардфорке из-за краха проекта The DAO. Тем не менее это не отменяет возможности записать ценные данные и сохранить их в блокчейне навсегда.
Представьте, какие возможности это открывает для стандартизации и унификации отдельных исторических событий и всей истории человечества в целом. На эту тему ForkLog обстоятельно рассуждал в одном из воскресных лонгридов еще в 2015 году.
Команда блокчейн-стартапа Revain намерена использовать это свойство иммутабельности блокчейна для создания сервиса пользовательских обзоров, не только гарантируя неизменяемость отзывов, но и поощряя пользователей за качественные отзывы внутренним токеном приложения. Именно иммутабельность блокчейна и выпуск токена являются основными точками имплементации возможностей технологии блокчейн в бизнес-модель проекта. Фактически, Revain — это токенизированная и частично децентрализованная репутационная платформа.
И поскольку Revain напрямую связан с блокчейн-экономикой, двумя основными сферами работы с отзывами будут обзоры ICO и криптовалютных бирж. При этом, если с отзывами на биржи все обстоит достаточно одномерно, то отзывы на ICO от инвесторов и экспертов могут использоваться внешними системами рейтингования и помогут привлечь на Revain профессиональных экспертов из индустрии. Кроме этого, на платформе также можно будет оставлять отзывы о сфере услуг (рестораны, кафе, отели и т. д.) и электронную коммерцию, что расширяет потенциал роста пользовательской базы далеко за пределы блокчейн-сообщества.
Архитектурно Revain состоит из веб-приложения, в котором происходит непосредственное пользовательское взаимодействие с системой, независимого хранилища отзывов на базе Ethereum, а также систем первичной фильтрации и отбора отзывов.
Помимо пользователей, которые оставляют отзывы, и компаний, которые участвуют в деятельности платформы, в Revain существуют оракулы. Стоит учесть, что оракулами будут выступать не автоматизированные решения, а участники системы с достаточно высокой репутацией. На оракулов будет возложена задача по урегулированию спорных ситуацию и предупреждению конфликтов. Таким образом создатели платформы дистанцируются от безграничного контроля экосистемы, вводя систему, напоминающую по принципу организации delegated Proof-Of-Stake.
Экономическую модель Revain можно проиллюстрировать следующим образом:
Нужно отметить, что экономическая модель проекта предполагает использование двух токенов: R-токен для краудсейла, который будет распродан в ходе краудсейла, а также RVN-токен для использования и взаиморасчетов внутри платформы. Токен R после краудсейла будет торговаться на бирже, а токен RVN представляет из себя своего рода stable coin и вводится для того, чтобы не переносить проблемы, вытекающие из волатильности токена R, на работу платформы Revain.
“Токен RVN будет обращаться исключительно внутри системы Revain. Такой подход позволит достичь необходимой стабильности курса. На его основе будут строиться отношения между пользователями и компаниями в рамках данной платформы” — указано в whitepaper Revain.
Таким образом RVN будет использоваться для вознаграждения пользователей за качественные отзывы, списываться с баланса компании за написанные отзывы, а также сниматься с балансов пользователей и компаний в случае возникновения штрафов за нарушение правил использования платформы и другие злоупотребления.
Скоринговые и репутационные сервисы централизованного типа давно успели зарекомендовать себя среди широкого круга пользователей. Здесь можно вспомнить и booking.com и tripadvisor и foursquare, которые решают пересекающиеся с Revain задачи. Поэтому ядро бизнес-модели проекта не несет в себе ничего экстраординарного. Однако сама идея прямого поощрения активных пользователей, построенная без централизованного контроля экосистемы, работает на обратную экспансию контроля информации. Это происходит через возврат пользователям как прямой мотивации внутри платформы, так и собственно контроля данных с возможностью быть уверенным в их неподдельности.
Здесь также уместно обратить внимание на активные попытки последней волны блокчейн-стартапов развернуть взаимодействие в p2p-плоскость между всеми участниками различных рынков. Хорошими примерами являются проекты Brave и Bitclave, где команды работают на максимальное сближение рекламодателя с потенциальным клиентом.
А что вы думаете о проекте Revain? Стали бы вы участником этой платформы?