Сможет ли Евросоюз избежать гиперинфляции?

Сможет ли Евросоюз избежать гиперинфляции?

Если Греция или Испания покинет Евросоюз, как это повлияет на европейскую и глобальную экономику? Популярные СМИ чуть ли не гарантируют достижение компромисса с Грецией, предполагающего реструктуризацию долгов и сохранение союза. И все же, несмотря на все заверения, в настоящее время диалог между партией «Сириза» и остальным Евросоюзом зашел в тупик, что может помешать сторонам прийти к согласию и повышает вероятность выхода Греции из организации.

Даже если решение проблемы будет найдено, она может повториться в Испании, где ранней осенью пройдут выборы. В настоящее время опросы там возглавляет крайне левая партия «Подемос», которая по всем признакам даже радикальнее, чем «Сириза».

Уроки прошлого

В 2012 году Андерс Аслунд (Anders Aslund), шведский экономист и старший научный сотрудник Института экономики Петерсона, написал статью «Почему необходимо предотвратить развал еврозоны: уроки истории», посвященную переходу от центрального планирования к рыночной экономике и его последствиям. В своей статье Аслунд использовал три примера распада европейских валютных союзов:

  • распад Габсбургской империи в 1918 году;
  • распад СССР в 1991 году;
  • распад Югославии в 1992 году.

Проанализировав имеющиеся данные, Аслунд пришел к выводу, что «экономику и валютный союз необходимо поддерживать почти любой ценой», потому что все три приведенных сценария завершились катастрофой со спиральной гиперинфляцией.

Как показано ниже, список рекордов гиперинфляции возглавляет Венгрия (часть Габсбургской империи), но в том или ином виде в нем фигурируют все три примера. Гиперинфляцию пережили Австрия, Венгрия (осколки Габсбургской империи), 10 из 15 республик бывшего СССР, а бывшая Югославия вообще прошла через гиперинфляцию дважды.

Что такое гиперинфляция?

Согласно стандартному экономическому определению, гиперинфляцией называют очень высокий и обычно ускоряющийся темп инфляции, которая быстро уничтожает реальную ценность локальной валюты, вынуждая население отказываться от нее в пользу сравнительно стабильных зарубежных валют. Из-за стремительного снижения ценности официальной валюты, общий уровень цен в экономике при этом быстро растет.

По мнению Стива Ханке (Steve Hanke) и Николаса Круса (Nicholas Krus) из Института Катона, о гиперинфляции можно говорить, если за любой месячный период уровень инфляции превысил 50%. В таких условиях люди не хотят сберегать деньги, стремительно теряющие ценность, и как можно быстрее тратят их на покупку реальных товаров и услуг, потому что обмен на более стабильные валюты почти невозможен и очень дорог. В Зимбабве люди выстраиваются в длинные очереди к почти пустым магазинам, чтобы купить хоть что-нибудь, потому что знают, что уже через несколько часов на эти же деньги можно будет купить гораздо меньше.

Каковы причины гиперинфляции?

Гиперинфляция имеет несколько основных причин. Обычно к ней приводит длительный крупный бюджетный дефицит, финансируемый преимущественно путем печати новых денег. Как правило, это двойственный процесс, при котором наблюдается кризис поставок, приводящий к гигантскому падению производства, что сопровождается быстрым увеличением денежной массы, не подкрепленным экономическим ростом. Это приводит к сокращению производства товаров и услуг и резкому падению экономической активности.

Причинами крупного падения производства в трех наших примерах были многочисленные системные изменения, избыточная эмиссия денег, коллапс платежных систем, дефолты, исключение из международной финансовой системы, нарушения торговых связей и войны. Такое сочетание катастроф типично для распада валютных союзов.

«При распаде Габсбургской империи (Австрия и Венгрия) к гиперинфляции привела война, — пишет Аслунд, — а в случае СССР и Югославии ее причинами оказались крупные системные изменения. Падение производства оказалось ужасающим, хотя и было плохо задокументировано из-за хаоса. По официальным данным, среднее падение производства составило в бывшем СССР 52%, а в балтийский странах — 42%. Согласно Всемирному банку, к 2010 году в 5 из 12 постсоветских стран — Украине, Молдове, Грузии, Кыргызстане и Таджикистане — ВВП на душу населения по паритету покупательной способности все еще не достиг уровня 1990 года. В бывшей Югославии он не достиг этого уровня как минимум в Сербии и Черногории, а также, возможно, в Косово и Боснии-Герцеговине. По некоторым данным, Австрия и Венгрия восстановились от гиперинфляции начала 1920-х только в середине 1950-х годов.

Выход из экономического и валютного союза: или все, или никто

Аслунд считает, что эти примеры очень актуальны для нынешней ситуации в Евросоюзе. Все три валютных союза имели централизованную платежную систему, накопившую крупные дисбалансы (как и Евросоюз), и с треском развалились.

Аслунд отмечает, что гипотетический выход европейских стран из Евросоюза будет неорганизованным и что покинувшие его страны станут заново создавать собственные центробанки и валюты, которые будут конкурировать с евро. Именно конкуренция валют в этих валютных зонах отвечает за исторические эпизоды гиперинфляции.

Ситуацию в Евросоюзе осложняет и его размер. Чем больше система, тем менее упорядоченным будет ее распад из-за дополнительной сложности. «Когда системы распадаются, крайне важны четко определенные политические институты, — пишет Аслунд, — но в еврозоне нет какого-либо законодательства, регламентирующего расформирование экономического и валютного союза. Это неизбежно усилит хаос, а некомпетентность и медлительность европейских бюрократов только обострит проблему».

По мнению Аслунда, выход Греции или Испании из Евросоюза будет иметь самые серьезные последствия:

«Выход из экономического и валютного союза не может быть выборочным: или союз остается неизменным, или распадается полностью, — пишет он. — Распад валютной зоны гораздо серьезнее, чем девальвация. Когда распадается валютный союз с большими суммами непогашенных долгов, разрушается и механизм международных платежей в союзе, что вредит любым экономическим отношениям. На создание нового платежного механизма могут уйти годы, как было в случае бывшего Советского Союза. Тем временем разрыв связей может привести к целому ряду катастроф. Почти половина эпизодов гиперинфляции в мире стала результатом неупорядоченного коллапса трех европейских валютных зон в прошлом столетии: Австро-Венгерской империи, Югославии и Советского Союза. Проще создать валютный союз, чем организованно расформировать его».

Виллем Байтер (Willem Buiter), главный экономист Citigroup, считает, что демонтаж Евросоюза повлечет за собой финансовую панику с бегством из банков и крупными девальвациями, выход других стран из экономического и валютного европейского союза, проблемы с ликвидностью, дефолты и юридические конфликты. Он прогнозирует, что «неупорядоченные суверенные дефолты и выход всех пяти периферийных государств из еврозоны… запустят глобальную депрессию, которая продлится много лет, а ВВП может упасть более чем на 10%».

Сохранение союза любой ценой

Судя по трем приведенным примерам и сходствам между ними, выход даже одного участника (Греции или другой периферийной страны) из Евросоюза станет шоком, достаточным для воплощения прогнозов Аслунда и Байтера.

Некоторые из лучших умов Европы призывают сохранить Евросоюз любой ценой. Трудно ожидать, что кризисные периферийные страны поставят интересы союза выше собственных, потому что эта стратегия все меньше нравится населению Португалии, Италии, Испании и Греции, дела в которых стабильно идут хуже, чем до вступления в Евросоюз.

Низкая производительность экономики по-прежнему остается реальной проблемой в этих странах, и в условиях жесткой экономии их конкурентоспособность расти не торопится. Экономия не работает — можете спросить у жителей Италии и Португалии. Похоже, Евросоюз достиг точки, когда от согласования взаимных интересов зависит его будущее, а если решить главную проблему не удастся, это может катастрофически сказаться на глобальной экономике. Однако даже если союз удастся сохранить, текущая фиатная система ущербна, что требует внедрения альтернативной системы и ответственного подхода к выработке политик. Нынешняя система явно не отвечает требованиям, потому что подчинение всех участников одному центральному банку без равных прав голоса при наличии крупных внутренних и внешних дисбалансов создает напряженный конфликт интересов.

Вполне возможно, что Евросоюз станет очередной жертвой валютных войн. Попытки экономической интеграции без предварительной политической и социальной интеграции еще никогда не срабатывали, и ничто не гарантирует, что этот эксперимент не займет место в анналах гиперинфляционной истории наряду с Габсбургской империей и Югославией.

Джордж Самман (George Samman)

: cointelegraph.com

Подписывайтесь на CoinHunt в телеграмм

ПОЛУЧАЙ ЛУЧШИЕ предложения самым первым

Телеграм канал про криптовалюту

Как зарабатывать крипту без вложений и куда её инвестировать, что бы приумножить

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв

Охота за монетами
Logo

Хотите зарабатывать криптовалюту без вложения и стать финансово независимым? Присоединяйтесь будем двигаться вместе.